Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В каждой стране существует собственная система государственных контрольно-надзорных органов, которая осуществляет регулирование и контроль деятельности хозяйствующих субъектов. Но, несмотря на это, аудиту уделяется все большее внимание ввиду того, что он выступает единственным видом независимой проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. И как следствие, именно аудит признается в мировом сообществе инструментом, который выступает гарантом достоверности всей экономической информации как для государства, так и для менеджеров и собственников предприятий. Как известно, аудит, выступая в роли независимого внешнего контроля функционирования бизнеса, призван обеспечить должный уровень качества информации, необходимой всем заинтересованным лицам (внешним и внутренним). Наряду с этим, современная контрольная практика аудита в значительной степени освобождена от фискального назначения. В то время, как в Приднестровье на пике интересов находится контроль правильности начисления и уплаты налогов. Это обуславливает тот факт, что частью бухгалтеров и руководителей аудит воспринимается не больше, чем подготовка к будущей налоговой проверке, а также возможность найти и исправить ошибки, чтобы снизить возможные санкции.
Реформирование экономики России и происходящие изменения в деятельности хозяйствующих субъектов объективно предполагают взаимодействие рыночных процессов и их государственное регулирование. Использование аудита, в том числе и бухгалтерского, как одного из источников доказательств наличия деструктивных факторов, либо гармонизации общественных и государственных интересов, либо выявления экономических правонарушений имеет неоправданно односторонний и ограниченный характер.
В современных условиях прочие доходы и расходы как финансовые показатели, в большей степени влияют на конечный финансовый результат организации, чем доходы и расходы по основной деятельности , и это обусловлено достаточно обширным перечнем расходов, подлежащих отражению в составе прочих. Поэтому именно учет прочих доходов и расходов подвержен пристальному вниманию со стороны внутренних и внешних аудиторов, что является обоснованием и для проведения исследования в рамках курсовой работы.
Целью курсового проекта является проведение аудита и рассмотрение вопроса аудита прочих доходов и расходов и, как следствие, аудита прибыли и убытка, слагающихся из прочих доходов и расходов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ нормативного регулирования аудита прочих доходов и расходов.
2. Исследовать порядок аудиторской проверки и формирования прочих доходов и расходов.
3. Определить уровень существенности, оценить СВК и СБУ, разработать план и программу аудита прочих доходов и расходов.
4. Провести аудиторскую проверку и раскрыть полученные результаты.
5. Субъектом исследования послужило ООО «Радамант».
Предметом исследования является – организация учета прочих доходов и расходов и финансовых результатов от прочей деятельности предприятия.
Курсовой проект состоит из теоретической и практической части. В теоретической части рассмотрены цели и задачи, нормативное регулирование аудита, аудиторские процедуры. Практическая часть содержит оценку СВК и СБУ, расчет аудиторского риска, уровня существенности, источники информации для проведения аудиторской проверки по каждому виду прочих доходов и расходов; протокол выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений и ошибок; отчет с описанием выявленных нарушений и ошибок.
С целью изучения сложившейся ситуации, решения проблем по учету и аудиту формирования прочих доходов и расходов, а так же финансовых результатов от прочей деятельности, а также разработки практических рекомендаций по повышению его эффективности проведено исследование трудов российских специалистов и нормативно-правовых актов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
1.1. Нормативно-правовая база, цель, задачи и источники информации аудита прочих доходов и расходов
Целью аудита в соответствии с ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» является составление заключения о ее достоверности. [8]
Целью аудита в соответствии с МСА 200 является определение степени достоверности ее показателей и повышение уверенности пользователей в ней. [13]
Понятие достоверности представляет собой степень точности данных, указанных в финансовой отчетности, позволяющая ее пользователям делать правильные выводы о финансовом и имущественном положении, о результатах хозяйственной деятельности аудируемого лица и принимать, основываясь на этих выводах обоснованные решения. Аудитор, со своей стороны, обязуется осуществить сбор достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств, чтобы минимизировать риск ошибок в данных финансовой отчетности, для взвешенного решения пользователей.
Целью аудиторской проверки прочих доходов и расходов является формирование мнения о правильности учета прочих доходов и расходов.
Задача аудиторской проверки прочих доходов и расходов, состоит из следующих вопросов, на которые должен ответить аудитор [30, c.74]:
- Соответствует ли бухгалтерский учет прочих доходов и расходов положениям нормативных актов
- Соответствуют ли данные аналитического и синтетического учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы» данным главной книги и баланса
- Составлена ли в соответствии с положениями нормативных актов корреспонденция счетов по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
Следует признать, что в современной системе российских бухгалтерских стандартов без регламентаций, касающихся учета доходов и расходов, не обходится практически ни один нормативный документ. Требования отечественных нормативных документов к учету доходов, расходов и финансовых результатов систематизированы в приложении 1 в рамках 4-х уровневой системы нормативного регулирования [26, c.8]:
1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета (в том числе доходов, расходов и финансовых результатов) в России.
Основным документом 1-го уровня является Налоговый Кодекс РФ, который отражает информацию о налогообложении доходов предприятия налогом на прибыль (гл.25 НК РФ)[2].
Особое место занимает федеральный закон № 307 «Об аудиторской деятельности» от 30.08.2008 (ред. от 26.11.2019 г.) в котором отражены цели и задачи аудита в том числе и по прочим доходам и расходам [8].
2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций (в том числе доходов, расходов и финансовых результатов). Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2018 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015)"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" - ПБУ 9/99 раскрывает состав и классификацию доходов российских предприятий, порядок их отражения в учете и отчетности[20].
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015)"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" - ПБУ 10/99" раскрывает состав и классификацию расходов и порядок их учета по основной и прочей деятельностии отражения в отчетности[21].
Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015)"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" раскрывает порядок налогообложения финансовых результатов налогом на прибыль[22].
3-й уровень содержит методические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней (в том числе доходов, расходов и финансовых результатов).
В аудите международные стандарты являются основополагающими, так как именно в них отражается порядок проведения аудита, последовательность оценки СВК и СБУ, методология расчета уровня существенности и т.д. [13]
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" регулирует порядок отражения доходов, расходов и финансовых результатов на счетах учета (счета 99,91,84) [25].
4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы данного уровня являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями. Они обладают обязательным характером для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования. Их содержание, статус, основные принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации в рамках принятой учетной политики.
На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации, схема документооборота, должностные инструкции сотрудников отвечающих за учет финансовых результатов.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета прочих доходов и расходов и финансовых результатов, в полной мере отражает порядок учета прочих доходов и расходов и отражает основоные требования к учету.
Конечной целью аудитора является подготовка и предоставление по результату аудита аудиторского заключения с учетом требований МСА в соответствии с выводами. Организация и методика аудита определяется, прежде всего, надлежащим информационным обеспечением аудитора. Рост объемов информации требует от аудитора определенной ее систематизации и классификации, поскольку без такого подхода трудно собрать необходимые аудиторские доказательства, правильно оценить хозяйственные явления, факты, процессы производства. [25, с. 113].
Под информационным обеспечением аудита понимают упорядоченную совокупность информации, формируемой и используемой на разных стадиях процесса аудита. Основу информационного обеспечения аудита составляет экономическая информация, характеризующая производственную и финансовохозяйственную деятельность субъектов контроля.
Основными источниками информации для проведения аудита прочих доходов и расходов являются следующие документы [29, c.23]:
- учетная политика предприятия;
- отчет о финансовых результатах и пояснения к бухгалтерской отчетности;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
4. Концептуальные основы финансовой отчетности (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://minfin.ru/ по состоянию на 09.02.2016)
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
6. Проект приказа Минфина России «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг.»
7. Приказ Минфина России от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации"
8. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019)
"Об аудиторской деятельности"
9. Приказ ФНС России от 26.11.2016 N ММВ-7-3/600@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме"
10. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции, работ и услуг (ОК 004-93), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17 и письмом Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 года № 17-1-17/1947
11. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ред. от 6 ноября 2001 г. N 454-ст)
12. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018)
"Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
13. Международные стандарты аудита (Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
14. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 27.04.2015) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)")
15. Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)".
16. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01".
17. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
18. Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 N 56н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98)"
19. Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)"
20. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99"
21. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99"
22. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 N 4090)
23. Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н (ред. от 27.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2010 N 18008)
24. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка" (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 27.06.2016)
25. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
26. Алборов, Р.А. Практический аудит. Курс лекций Р.А. Алборов. - М.: ДиС, 2019. - 304 c.
27. Абдулаева И.И. Учётно-аналитическое обеспечение системы внутреннего контроля строительной организации // Консалтинг, контроль, аудит. – 2017. – № 3. – 99 с.
28. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэконом. деятельности: Учебник Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Ж.А. Кеворкова и др. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 352 c.
29. Булыга Р. П., Андронова А. К., Бровкина Н. Д. [и др.] Аудит: учебник для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» / Р. П. Булыга, А.К. Андронова, Н.Д. Бровкина — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 431 c.
30. Васильева Е.А. Особенности проведения аудита в соответствии с международными стандартами аудита // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. № 7(9). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 13-19.
31. Галкина Е.В. Бухгалтерский учет и аудит / Е.В. Галкина. - М.: КноРус, 2018. - 448 c.
32. Грекова В.А., Меджитов С.С. Внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни по учету основных средств и нематериальных активов // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский электронный журнал. 2017– №5 –. – 273 с.
33. Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник и практикум для СПО / И.М. Дмитриева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
34. Гриб С. Н., Берестова Е. С., Гринштейн А. Н. [и др.]. Бухгалтерский учет, налогообложение, анализ и аудит. Оценочные средства с решениями: учебное пособие / С.Н. Гриб, Е.С. Берестова, А.Н. Гринщейн — Красноярск.: Сибирский федеральный университет, 2017. — 352 c.
35. Ендовицкий, Д.А. Международные стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, И.В. Панина. - М.: Юнити, 2019. - 352 c.
36. Еленевская, Е.А. Учет, анализ, аудит: Учебное пособие / Е.А. Еленевская, Л.И. Ким, С.Н. Христолюбов. - М.: Инфра-М, 2018. - 319 c.
37. Ивашкевич В.Б. Практический аудит: Учебное пособие Ивашкевич В.Б.. - М.: Магистр, 2016. - 352 c.
38. Журавлева Е.А., Шкут Д.А. Аудит как инструмент повышения информативности бухгалтерской отчетности / Е.А. Журавлева, Д.А. Шкут // Концепция фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей международной научно-практической конференции, 2017. – С. 113-115
39. Казакова Н.А. Аудит для магистров по российским и международным стандартам: учебник / под ред. проф. Н.А. Казаковой. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 345 с.
40. Кочинев, Ю.Ю. Аудит / Ю.Ю. Кочинев. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2015. - 304 c.
41. Лебедева Е.М. Аудит. Практикум. Учебное пособие/Е.М. Лебедева. – М.: Академия, 2016. – 176 с.
42. Литвинов Д.Н. Оценка аудиторского риска на основе применения математических методов / Аудит // - 2017. № 3. С.5-10.
43. Нечаев А.С. Бухгалтерский учет, анализ и аудит.: Уч. / А.С. Нечаев, А.В. Прокопьева. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.
44. Подольский, В.И. Аудит / В.И. Подольский. - М.: Юнити; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. - 655 c.
45. Полисюк, Г. Б. Аудит. Технология проверки / Г.Б. Полисюк, Г.И. Сухачева. - М.: Академический Проект, Трикста,2015. - 176 c.
46. Рогуленко Т.М. Аудит. Учебник/Т.М. Рогуленко. – М.: КноРус, 2016. – 432 с.
47. Савин А.А. Аудит/А.А. Савин. – М.: Инфра-М, 2013. -512 с.
48. Сигидов Ю.И. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие / Ю.И.Сигидов, М.Ф.Сафонова , Г.Н.Ясменко и др. - М.: Инфра-М, 2016. - 223 c.
49. Серебрякова Т.Ю. Международные стандарты аудита как объект исследования / Т.Ю. Серебрякова // Междунар. бухгалт. учет. – 2015. – № 4. – С. 37-48.